Вторник , 24 мая 2022
Главная / Профессия / Увеличение объемов подготовки в медвузах не остановило убыль врачебных кадров в России

Увеличение объемов подготовки в медвузах не остановило убыль врачебных кадров в России

Кадровый кризис в российском здравоохранении продолжает нарастать, несмотря на увеличение объемов подготовки в медицинских вузах. Количество врачей уменьшается, как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на 10 тыс. населения.

Государству пока не удалось закрыть кадровый дефицит в первичном звене здравоохранения, несмотря на существенное увеличение объемов подготовки в медицинских вузах. Об этом заявил президент Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины и бывший ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова академик РАН Николай Володин на XIX съезде педиатров России 5 марта, передает корреспондент «МВ».

По его данным, в 1995 году на первый курс медвузов было зачислено 24 тыс. студентов, в 2021-м — 67,5 тыс. Но и столь значительное увеличение оказалось не способно остановить сокращение врачебных кадров в стране. Оно выражается как в снижении общего числа специалистов. так и при пересчете показателя на 10 тыс. населения, отметил Володин.

С 2013 по 2020 год общее количество врачей в стране уменьшилось с 582,4 тыс. до 557,3 тыс., констатировал академик. Дефицит, по его словам, составлял в 2021 году 21,1 тыс. Одна из основных причин нехватки врачей в первичном звене отток кадров в частную медицину, — считает он. Количество работающих в негосударственных медорганизациях специалистов выросло с 40,4 тыс. в 2013 году до 82,1 тыс. в 2020-м.

«Это огромный отток врачебных кадров в частную медицину и уход из профессии. То есть мы готовим за счет государственного бюджета специалистов в частные клиники», — подчеркнул Володин.

Уровень обеспеченности государственного здравоохранения врачами-педиатрами из года в год тоже снижается. При этом объем подготовки этих специалистов с 1995 года вырос более чем в два раза — с 4,8 тыс. до 10,3 тыс. в 2021 году.

Володин обеспокоен тем, что при таком потоке студентов медицинские вузы не смогут обеспечить должный уровень освоения мануальных навыков обучающимися. Симуляционные центры не сильно спасают ситуацию, пояснил он. Так как, во-первых, они достаточно дорогие, во-вторых, есть не во всех вузах, и не везде есть обученные преподаватели, чтобы в них работать. В западных странах это компенсирует резидентура в объеме от трех до пяти лет.

В России наработку практических навыков обеспечивала интернатура, отмененная в 2016 году. «Возникает вопрос: как принималось это решение? Было ли оно согласовано с медицинской общественностью? Было ли оно чем-то обусловлено, какими поддерживающими показателями?», — заключил Володин.

Вопрос о возвращении в России интернатуры в январе подняла Национальная медицинская палата, сообщал «МВ». Проблему качества подготовки будущих медиков планируется обсуждать с Минздравом.

На итоговой коллегии ведомства в прошлом году министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил о планах и дальше увеличивать набор в медицинские и фармацевтические вузы. К 2024 году число обучающихся по программам специалитета может достигнуть 396 тыс. человек. Уточнялось, что наращивание мест в образовательных учреждениях требуется в связи с выходом большого количества медицинских работников на пенсию.

Из презентации министра следовало, что за последние шесть лет количество врачей-специалистов по традиционно дефицитным специальностям выросло. Так, врачей-онкологов стало на 35,8% больше, анестезиологов-реаниматологов — на 10,5%, рентгенологов — на 8,9%. Менее всего ощутим прирост врачей первичного звена. Число врачей общей практики выросло — с 9,7 тыс. до 10,5 тыс. (+7,3%), врачей-педиатров — с 47,5 тыс. до 49,7 тыс. (+4,6%).

Источник

Смотрите также

Разработан ФГОС профессиональной переподготовки по физической и реабилитационной медицине

Минздрав представил на общественное обсуждение проект федерального государственного образовательного стандарта профессиональной переподготовки по физической

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.